Безопасность образовательного учреждения– это комплекс мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья обучающихся и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Федеральном законе «О техническом регулировании» и в первую очередь: пожарную безопасность, электробезопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Жизнь и здоровье ребенка – важнейший приоритет для каждого человека. Одним из условий их сохранения является обеспечение безопасности, создание условий, в которых минимизированы риски травм, заболеваний, гибели детей и молодежи.
Безопасность МБОУ "СОШ №9" г.Чебоксары является приоритетной в деятельности администрации лицея и педагогического коллектива.
Основными направлениями данной деятельности являются: охрана труда, гражданская оборона (ГО), обучение правилам действий при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС), меры по предупреждению террористических актов.
Основной целью деятельности является создание безопасных условий для организации учебно-воспитательного процесса, а также повышение уровня пожарной и технической безопасности зданий и оборудования.
Безопасность обеспечивается за счет обучения, проведения инструктажей, выполнения организационных и технических мероприятий, тренировок, использования наглядных пособий, воспитания у обучающихся и работников школы «культуры безопасности».
Пока в стране сохраняется угроза терроризма и экстремизма, мы вынуждены принимать меры по предупреждению и профилактике этих проявлений, а также меры по обеспечению безопасности учащихся и постоянного состава школы.
Основные законодательные акты и иные нормативно-правовые документы,
регламентирующие вопросы безопасности в образовательном учреждении:
1) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г.
№189 (ред. от 29.06.2011) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г. №1993);
3) Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ.
Пожарная безопасность
Организационные и технические мероприятия, направленные на обеспечение пожарной безопасности (ПБ) в МБОУ "СОШ № 9" г. Чебоксары:
- Помещения школы оснащены автоматической пожарной сигнализацией (АПС) и системой оповещения людей при пожаре;
- Все этажи школы снабжены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями);
- Один раз в полугодие проводятся объектовые противопожарные тренировки по эвакуации из здания школы, охватывающая 100% обучающихся и работников;
- На каждом этаже школы размещены планы эвакуации людей и материальных ценностей;
- В каждом кабинете имеются инструкции по пожарной безопасности в МБОУ "СОШ № 9" г. Чебоксары;
- На первом этаже, в доступном для работников и обучающихся школе месте, вывешены стенды по противопожарной тематике и с правилами пользования первичными средствами пожаротушения;
- Педагоги систематически проводят с детьми профилактические беседы по противопожарной безопасности и правилам поведения при ЧС или их угрозе.
Нормативные документы по ПБ:
1) Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
от 22.07.2008 г. №123-ФЗ (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 г. № 117-ФЗ);
2) Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 г. №345-ФЗ);
3) Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».
Электробезопасность
Обеспечение мер электробезопасности осуществляется в соответствии с «Правилами устройства электроустановок» (ПУЭ). Светильники надежно подвешены к потолку и имеют светорассеивающие плафоны. Запрещается устройство нестандартных (самодельных) электронагревательных приборов, воздушных линий электропередачи и наружных электропроводок, проложенных по территории образовательного учреждения с нарушением требований ПУЭ. Розетки и выключатели промаркированы знаком «220 В».
Нормативные документы по электробезопасности:
1) Правила устройства электроустановок (утв. Приказом Минэнерго РФ от 20.06.2003 г. № 242);
2) Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (утв. Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. № 6).
Антитеррористическая защищенность
Работа по антитеррористической защищенности и противодействию терроризму и экстремизму включает в себя следующие мероприятия:
- проведение совещаний, инструктажей по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
- непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;
-организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью.
Основанием для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности учреждения, противодействию терроризму и экстремизму является приказ директора.
Правовые документы:
1) Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ (в ред. от 08.11.2011 №309-ФЗ).
2) Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г. №114-ФЗ (в ред. от 29.04.2008 г. №54-ФЗ).
3) Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» от 15.02.2006 №116 (в ред. от 02.09.2012 г. №1258).
4) Федеральный конституционный закон о чрезвычайном положении от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ (в ред. от 07.03.2005 г. №1-ФКЗ).
ГО и защита от ЧС
Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с беспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.
Анализ причин потерь населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий приводит к выводу, что более чем 80% случаев возникновения чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и неумения правильно определить свое поведение в условиях чрезвычайных ситуаций.
Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями. Такая подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека.
В школе имеется «Уголок гражданской обороны» на первом этаже, который:
- помогает разобраться в сигналах оповещения, порядке действий при возникновении ЧС как мирного, так и военного времени;
- знакомит со способами и порядком защиты при возникновении ЧС;
- напоминает об основных способах оказания первой помощи пострадавшим;
Правовые документы:
1) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. №68-ФЗ (в ред. от 01.04.2012 г. №23-ФЗ).
2) Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. №28-ФЗ (в ред. от 23.12.2010 г. №377-ФЗ).
3) Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.09.2005 г. №245 «Об утверждении положения о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности министерства образования и науки российской федерации и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств».
4) Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 01.11.2012 г. №1128).
5) Положение «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 08.09.2010 г. №702).
Информационная безопасность
Информационная безопасность в школе – составное понятие, включающее технические, этические и правовые аспекты.
Понятие информационной безопасности определено как «состояние защищенности информационной среды, общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства».
Целями защиты информационной сферы являются:
- предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;
- предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;
- предотвращение несанкционированных действий по уничтожению модификации, искажению, копированию, блокированию информации;
- предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объема собственности;
- защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;
- сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;
- обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.
Материалы по защите персональных данных для детей:
http://персональныеданные.дети
Правовые документы:
1) Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. №149-ФЗ (в ред. от 28.07.2012 г.№139-ФЗ).
2)Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г. №436-ФЗ (в ред. от 28.07.2012 г. №139-ФЗ).
3)Закон «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. № 2124-1 (в ред. от 28.07.2012 г. №133-ФЗ).
4) Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ (в ред. Федеральных
законов от 25.07.2011 г. №261-ФЗ).
Правила безопасной жизнедеятельности
Главная задача – научить обучающихся грамотным действиям в различных чрезвычайных ситуациях.
Работа по правовому всеобучу организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательном учреждении с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Для школы является приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления табаком и алкоголем.
Активные профилактические мероприятия опираются на:
- методологию формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни;
- формирование у несовершеннолетних умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от «пробы» табака и алкоголя;
- системную подготовку педагогов к работе с несовершеннолетними по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе.
Обучающимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности в процессе изучения учебных дисциплин на уроках ОБЖ, во время проведения объектовых тренировок, игровых мероприятий по пожарной, дорожной безопасности.
Обучение (в виде инструктажей с регистрацией в журнале установленной формы) по правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности:
- учебные занятия;
- занятия общественно-полезным трудом;
- экскурсии, походы;
- спортивные занятия, соревнования;
- кружковые занятия и другие, внешкольные и внеклассные мероприятия.
Формирование культуры безопасности строится на основе:
- программ интегрированного обучения основам безопасности;
- учебных предметов комплексного изучения проблем безопасности (окружающий - мир, экология, здоровье);
- личности педагога, владеющего культурой безопасности.
Культура безопасности – это:
- знание о безопасной жизнедеятельности;
- опыт безопасной жизнедеятельности по образцу;
- опыт творческого решения проблем безопасности;
- ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности;
- опыт самосовершенствования безопасности жизнедеятельности.
Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма включает в себя:
- разработку и реализацию планов проведения классных часов по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;
- воспитание у детей культуры безопасного поведения на улицах и дорогах;
- организацию взаимодействия педагогического коллектива с ГИБДД;
- привлечение родительской общественности к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- создание учебно-материальной базы по обучению правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах;
- разработку методических документов по соблюдению ПДД;
- учет и анализ всех дорожно-транспортных происшествий с участием учащихся и на их основе принятие соответствующих мер.
Фильмы по безопасности
Памятки по безопасности
- Действия населения при получении сигналов ГО
- Памятки безопасности школьника
- Правила поведения для детей (комиксы)
- Памятка Правила личной безопасности
- Памятка правила четырех НЕ
- Памятка о безопасности на ж.д. транспорте
Памятки, зима
Памятки, лето
ОБЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
-
Приказ Минобрнауки России от 27.06.2017 N 602 Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность
-
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" (с изменениями на 23.04.2020)
ИНФОРМАЦИЯ "ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ" Подробнее
Чувашская транспортная прокуратура разъясняет, что железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.Подробнее